Как помочь подросткам учиться?
Учёными установлено:
1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно.
А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!
2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими.
Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»
3. Сердце растет и… болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает, болит.
Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»
4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка часто сменяться .
То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла. Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план.
Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?
5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки.
Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.
Психологи и педагоги советуют:
- Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
- Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.
- Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D…
- Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час днем.
- Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
- Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
- Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.
- Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.
- Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь…
- Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!
По материалам публикаций профессора кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елены Левановой.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам?
Уважаемые
родители!
ЕГЭ основан на
тестовых технологиях.
Тестирование как новая форма
экзамена накапливает свой опыт и
требует предварительной
подготовки всех участников
образовательного процесса.
Самое главное в ходе подготовки
к экзаменам - это снизить
напряжение и тревожность
ребенка, а так же обеспечить
подходящие условия для занятий.
Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они
делают хорошо. Повышайте их
уверенность в себе, так как чем
больше ребенок боится неудачи,
тем более вероятность допущения
ошибок.
Не повышайте
тревожность ребенка накануне
экзаменов - это может
отрицательно сказаться на
результате экзамена. Ребенку
всегда передается волнение
родителей, и если взрослые в
ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями,
то ребенок, в силу возрастных
особенностей может эмоционально
"сорваться".
Наблюдайте за
самочувствием ребенка. Никто,
кроме Вас, не сможет вовремя
заметить и предотвратить
ухудшение состояния ребенка,
связанное с переутомлением,
стрессом. Первый шаг на пути
избавления вашего ребенка от
стресса состоит в том, чтобы
научиться распознавать
определенные признаки,
сообщающие о том, что он
испытывает стресс.
Контролируйте режим подготовки
ребенка, не допускайте
перегрузок, объясните ему, что
он обязательно должен чередовать
занятия с отдыхом. Оптимальный
режим занятий – 40 минут, 10
минут перерыв. В перерыве лучше
заняться не умственной, а
физической деятельностью: помыть
посуду, громко спеть свою
любимую песню, потанцевать,
слепить из газеты свое
настроение, порисовать. В
зависимости от того, кто Ваш
ребенок – «жаворонок» или
«сова», пусть занимается
преимущественно утром или
вечером.
Днем можно (и
нужно) заниматься и «совам», и
«жаворонкам».
Обеспечьте дома
удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из
домашних не мешал. Хорошо бы
ввести в интерьер для занятий
желтые и фиолетовые цвета,
поскольку они повышают
интеллектуальную активность –
достаточно повесить на стену
картину, сшить покрывало или
подушки, или просто развесить
над столом листы цветной бумаги.
Обратите внимание
на питание ребенка: во время
интенсивного умственного
напряжения ему необходима
питательная и разнообразная
пища, сбалансированный комплекс
витаминов. Такие продукты, как
рыба, творог, орехи, курага
стимулируют работу головного
мозга.
Помогите детям
распределить темы подготовки по
дням.
Ознакомьте
ребенка с методикой подготовки к
экзаменам. Не имеет смысла
зазубривать весь фактический
материал, достаточно просмотреть
ключевые моменты и уловить смысл
и логику материала. Очень
полезно делать краткие
схематические выписки и таблицы,
упорядочивая изучаемый материал
по плану. Если он этого не
умеет, покажите ему, как это
делается на практике. Основные
формулы и определения можно
выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над
кроватью и т.д.
Позаботьтесь о
том, чтобы у ребенка для
подготовки были различные
варианты тестовых заданий по
предмету (сейчас существует
множество различных сборников
тестовых заданий). Большое
значение имеет тренировка
ребенка именно в форме
тестирования, ведь эта форма
отличается от привычных ему
письменных и устных экзаменов.
Заранее во время
тренировки по тестовым заданиям
приучайте ребенка
ориентироваться во времени и
уметь его распределять. Тогда у
ребенка будет навык умения
концентрироваться на протяжении
всего тестирования, придаст ему
спокойствие и снимет излишнюю
тревожность. Если ребенок не
носит часов, обязательно дайте
ему часы на экзамен.
Накануне экзамена
обеспечьте ребенку полноценный
отдых, он должен отдохнуть и как
следует выспаться.
Посоветуйте детям
во время экзамена обратить
внимание на следующее:
1. пробежать
глазами весь
тест, чтобы увидеть, какого
типа задания в
нем содержатся, это поможет
настроиться на работу;
2. внимательно
прочитать вопрос до конца и
понять его смысл (характерная
ошибка во время
тестирования - не
дочитав до конца, по
первым словам
учащиеся уже предполагают, ответ
и
торопятся его вписать);
3.
если не знаешь
ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его и
отметь, чтобы потом к нему
вернуться;
4. если не смог в течение
отведенного времени ответить на
вопрос, есть смысл положиться на
свою интуицию и указать наиболее
вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о
количестве баллов, которые
ребенок получит на экзамене, не
критикуйте ребенка после
экзамена. Внушайте ребенку
мысль, что количество баллов не
является совершенным измерением
его возможностей.
Признаки стресса:
- физические:
хроническая усталость, слабость,
нарушение сна (сонливость или
бессонница), холодные руки или
ноги, повышенная потливость или
выраженная сухость кожи, сухость
во рту или в горле,
аллергические реакции, речевые
затруднения (заикания и пр.),
резкая прибавка или потеря в
весе, боли различного характера
(в голове, груди, животе, шее,
спине и т.д.).
- эмоциональные:
беспокойство, сниженный фон
настроения, частые слезы, ночные
кошмары, безразличие к
окружающим, близким, к
собственной судьбе, повышенная
возбудимость, необычная
агрессивность,
раздражительность, нервозность
по пустяковым поводам.
- поведенческие:
ослабление памяти, нарушение
концентрации внимания,
невозможность сосредоточиться,
неспособность к принятию
решений, потеря интереса к
своему внешнему виду, навязчивые
движения (кручение волос,
кусание ногтей, притопывание
ногой, постукивание пальцами и
пр.), пронзительный нервный
смех, постоянное откладывание
дел на завтра, изменение
пищевых привычек (голодание или
избыточный прием пищи),
злоупотребление лекарствами,
употребление алкоголя, курение.
Рекомендации для родителей в
помощь детям
Нередко
нервозность нагнетают родители
выпускников своими рассуждениями
о ненужности
и
неправильности
ЕГЭ.
Совет для
родителей - раз уж Единый
государственный экзамен
неизбежен, постарайтесь не
накручивать ребёнка и не
нагнетайте ситуацию.
Слово «экзамен»
переводится с латинского как
«испытание».
И именно
испытаниями, сложными, подчас
драматичными, становятся
выпускные экзамены для
одиннадцатиклассников. Многие
юноши и девушки после небольшого
перерыва снова подвергаются
проверке знаний и умений – уже
на вступительных экзаменах.
Безусловно,
экзамены – дело сугубо
индивидуальное, где выпускник
или абитуриент оказывается один
на один с комиссией. А родителям
остается только волноваться за
своего ребенка, ругать его
согласно русской традиции или
пытаться поддержать на
расстоянии. Взрослые уже сделали
все, что было в их силах.
Замечательно,
если у родителей есть
возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их
помощь ни в коем случае не
должна ограничиваться. Именно
родители могут помочь своему
одиннадцатикласснику наиболее
эффективно распорядиться
временем и силами при подготовке
к выпускным и вступительным
испытаниям. Помощь взрослых
очень важна для учащегося,
поскольку ему, кроме всего
прочего необходима еще и
психологическая готовность к
ситуации сдачи экзаменов.
Согласитесь, что
каждый, кто сдает экзамены,
независимо от их результата,
постигает самую важную в жизни
науку – умение не сдаваться в
трудной ситуации, а провалившись
– вдохнуть полной грудью и идти
дальше.
-
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
-
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
-
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
-
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
-
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники
-
Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
-
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
-
Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером?
Даже
не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.
Если
приобрести компьютер
хорошего качества - тогда
ряд проблем отпадет сам
собой. Но есть
5 правил,
которые хорошо бы запомнить:
1.
Компьютер следует
расположить в углу или
задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где
используется компьютер,
необходима ежедневная
влажная уборка. Поэтому пол
в нем не надо закрывать
паласом или ковром.
3. До и после работы на
компьютере следует протирать
экран слегка увлажненной
чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши
зеленые друзья - кактусы -
тоже помогают уменьшить
негативное влияние
компьютера.
5. Не забывайте почаще
проветривать комнату, а
аквариум или другие емкости
с водой увеличивают
влажность воздуха.
Но это еще не все
Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Рабочее место
Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.
Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Стол, на
котором стоит компьютер,
следует поставить в хорошо
освещенное место, но так,
чтобы на экране не было
бликов. Помните, занятия на
компьютере принесут пользу,
если вы прислушаетесь к
нашим рекомендациям и будете
их выполнять. От этого
зависит здоровье вашего
ребенка.